В соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом № 122, начиная с 2016 года, в России для целого ряда профессий и специальностей вводятся «профессиональные стандарты». Согласно Постановлению правительства № 584 для перехода на новые стандарты определён период до 01.01.2020 г. Профессиональные стандарты применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных планов по организации их применения (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Профстандарт — это перечень требований, определяющих квалификацию работника, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы. Основная причина, по которой были введены профессиональные стандарты — несоответствие старых норм определения квалификации современным требованиям, предъявляемым к определенной деятельности. Характеристики, содержащиеся в ЕКС не подвергались обновлениям и доработкам и перестали соответствовать задачам модернизации этой области.
Все госстандарты разрабатываются профильными министерствами и ведомствами в соответствии с единым образцом, утверждённым Министерством труда в приказе № 147. В соответствии с этим приказом все профстандарты должны включать в себя следующие положения: Общие сведения о профессии: наименование, описание осуществляемой сотрудником деятельности, официальная классификация. Описание функций, входящих в сферу деятельности. Характеристику каждого из направлений деятельности с подробным описанием функций и требований к квалификации сотрудника. Также в этом разделе излагаются требования к знаниям и умениям работникам отдельных сфер образования — воспитателям, учителям, преподавателям и т.д. Каждый из конкретных стандартов разбит на три пункта, в соответствии с которыми и предъявляются требования к тому или иному сотруднику: Действия. Умения. Знания. То есть на сегодня все специалисты, осуществляющие процесс обучения на той или иной его стадии, подпадают под действие государственных нормативов — будь это стандарт воспитателя дошкольного учреждения или профстандарт педагога среднего профессионального образования. ПрофстандартРФ
«Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» | Руководитель (директор, заведующий) образовательной организации | Обеспечение деятельности и развития образовательной организации (дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации) |
Федеральные:
Наименование профстандарта | Возможные наименования должностей | Основная цель вида профессиональной деятельности | Утверждающий документ |
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | Воспитатель
Учитель |
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) | Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н |
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) | Психолог
Педагог-психолог Психолог образовательной организации |
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления | Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н) (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575) |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых | Педагог дополнительного образования;
Старший педагог дополнительного образования Тренер-преподаватель Старший тренер-преподаватель Преподаватель Методист Педагог-организатор |
Организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ | Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38994) |
Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) | Вожатый | Сопровождение детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления (образовательных организациях), создание условий для развития коллектива, планирование и реализация его деятельности под руководством педагогического работника | Приказ Минтруда России от 25.12.2018 N 840н (Зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2019 N 53396) |
Специалист в области воспитания | Социальный педагог
Тьютор Старший вожатый Педагог-организатор Педагог-библиотекарь Воспитатель, Старший воспитатель (кроме воспитателя, старшего воспитателя в дошкольной образовательной организации) |
Организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации, обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей | Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406) |
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ “О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) от 25 декабря 2014 г. № 1115н
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ “О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н от 5 августа 2016 г. № 422н
- Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов
- О рассмотрении обращения
Школьные
- Приказ № 27/1 от 20.02.2019г. «О введении профессиональных стандартов»
- Приказ № 35/1 от 25.02.2019г. «Об утверждении плана-графика внедрения профессиональных стандартов»
- Приказ № 61 от 02.04.2019г. «Об организации самодиагностики и диагностики соответствия уровня профессиональной компетентности работников требованиям профессиональных стандартов»
- Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов в МБОУ «Тасеевская СОШ № 1»
- План – график внедрения профессиональных стандартов
- Самодиагностики и диагностики соответствия уровня профессиональной компетентности работников требованиям профессиональных стандартов