Аттестация педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории.
Основными задачами аттестации являются:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
- обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
Основными принципами аттестации являются: коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Нормативная правовая база аттестации:
- Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- трудовой кодекс РФ (статьи 196, 81);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников, должностей руководителей;
- положение о министерстве образования и науки Красноярского края, утвержденное постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 706-п;
- порядок проведения аттестации руководителя краевого государственного учреждения, утвержденный постановлением Правительства Красноярского края от 12.07.2011 № 414-п;
- приказ министерства образования и науки Красноярского края от 16.04.2012 № 12-04/1 «Об утверждении административного регламента предоставления министерством образования и науки Красноярского края государственной услуги по аттестации педагогических работников краевых государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Красноярского края, и муниципальных образовательных учреждений Красноярского края (за исключением образовательных учреждений в областях (сферах) физической культуры, спорта, культуры, здравоохранения и лекарственного обеспечения) для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой или высшей)».
Главная (краевая) аттестационная комиссия министерства образования Красноярского края осуществляет аттестацию педагогических работников краевых государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность края (за исключением образовательных организаций в областях (сферах) физической культуры, спорта, культуры, здравоохранения и лекарственного обеспечения, лесных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, содействия занятости населения.
Компетенция органов исполнительной власти Красноярского края в части аттестации педагогических работников государственных, муниципальных и частных образовательных организаций определена следующим образом:
- министерство образования Красноярского края – формирование аттестационных комиссий для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников краевых государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность края (за исключением образовательных организаций в областях (сферах) физической культуры, спорта, культуры, здравоохранения и лекарственного обеспечения, лесных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, содействия занятости населения) (Постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 706-п);
- министерство спорта – аттестация педагогических работников краевых государственных образовательных учреждений в области физической культуры и спорта, подведомственных Министерству, и муниципальных образовательных учреждений края в области физической культуры и спорта (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 703-п);
- министерство культуры Красноярского края – аттестация педагогических работников краевых государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования в области культуры, подведомственных Министерству или в отношении которых Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя, а также муниципальных образовательных учреждений в области культуры (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 26.02.2013 № 62-п);
- министерство здравоохранения Красноярского края – аттестация педагогических работников краевых государственных образовательных учреждений среднего профессионального, дополнительного профессионального образования в сферах здравоохранения и лекарственного обеспечения, подведомственных Министерству или в отношении которых Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя, а также педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в сферах здравоохранения и лекарственного обеспечения (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 29.01.2013 № 24-п).
Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
15.06.2014 вступил в силу приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Аттестации подлежат все педагогические работники, включая совместителей.
Аттестационные комиссии в целях подтверждения соответствия работников занимаемой должности самостоятельно формируются образовательными организациями. Периодичность проведения аттестации не изменилась — 1 раз в 5 лет. При этом работники, отсутствовавшие на работе по болезни более 4 месяцев подряд, проходят аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу.
Аттестация педагогов на квалификационные категории (первую или высшую) проводится по их желанию на основании заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию. Работники, имеющие квалификационную категорию, не проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
- Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников, подготовленные департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования
- Письмо министерства образования и науки Красноярского края от 03.12.2014 № 75-14679 «Об аттестации педагогических работников».
- Квалификационные характеристики должностей работников образования.
- Дополнительное соглашение о внесении изменений в отраслевое соглашение между министерством образования и науки Красноярского края и Красноярской территориальной (краевой) организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.
- Региональные формы и процедуры аттестации педагогических работников с целью установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).
- Региональные требования к профессиональной деятельности педагогических работников при аттестации на квалификационные категории (первую и высшую) по должностям
В 2015 году министерством образования Красноярского края организована работа по корректировке региональных требований к профессиональной деятельности педагога при аттестации на первую и высшую квалификационную категорию по должностям «учитель», «воспитатель» в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Данные региональные требования разработаны с учетом реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Письмо министерства образования Красноярского края от 15.01.2016 № 75-192 «Об апробации региональных требований к профессиональной деятельности педагога при аттестации»
Региональные требования к профессиональной деятельности по должности «Учитель» (начальные классы). Технологическая карта урока.
Личный кабинет аттестуемого — http://cabinet.pedagog.sibpay.ru.
Официальный сайт краевого государственного казенного специализированного учреждения «Центр оценки качества образования»: http://cok.cross-edu.ru.
Формы аттестационных документов:
- заявление о проведении аттестации на квалификационную категорию (первую, высшую);
- «Рекомендации по оформлению документов»
- типовой приказ о проведении аттестации на соответствие занимаемой должности
Методическое пособие «Региональная модель аттестации руководителей образовательных организаций»
На основании приказа МО КК от 03.08.2016 № 38-11-04 , аттестация руководителя на соответствие занимаемой должности состоит из двух этапов:
1. прохождение тестовых испытаний в письменной форме;
2. собеседование с аттестационной комиссией в устной форме.
Тестовые испытания проводятся в письменной форме дистанционно. Прохождение тестовых испытаний для руководителей осуществляется с использованием автоматизированной системы аттестации (АСА), размещенной в сети Интернет.
Организация проведения тестовых испытаний руководителей обеспечивается специалистами краевого государственного казенного специализированного учреждения «Центр оценки качества образования».
В рамках реализации национальной системы учительского роста разработан проект новой модели аттестации учителей на основе оценки соответствия их квалификации (уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы) требованиям профессионального стандарта педагога «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования посредством использования единых федеральных оценочных материалов.
В настоящее время в 19 субъектах Российской Федерации проходит апробация новой модели аттестации. По итогам апробации будет организована корректировка новой модели аттестации в рамках введения национальной системы учительского роста.
- Проект новой модели аттестации педагогических работников
- Федеральная и региональная политика по формированию национальной системы учительского роста (презентация)
Наиболее важные материалы о новых правилах аттестации педагогов:
- Аттестация педагогов – 2019. Доработанная модель на основе ЕФОМ. Краткий обзор
- Новые правила аттестации педагогов — 2018. Краткий обзор
- Модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (презентация)
- Апробация разработанной модели аттестации учителей на основе использования проектов типовых комплексов ЕФОМ для проведения аттестации педагогических работников, замещающих должность «учитель» (презентация)
- Приказ Минобрнауки России от 26 июля 2017 г. № 703 «Об утверждении Плана мероприятий(«дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста»
- Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева рассказала в своем интервью о новых правилах аттестации
Демонстрационные варианты диагностической работы для оценки компетенций учителей:
Материалы для экспертов: